Монстры, духи и шаманы: как «подружиться» и как от них спасаться на родине первых людей Якутии

О некоторых туристических направлениях России знает абсолютно каждый из нас — и регулярно направляется туда, чтобы насладиться размеренным пляжным отдыхом. Однако о более отдаленных уголках нашей страны слышали только самые любопытные — те, кто предпочитает активный отдых. А ведь эти места способны подарить не менее острые впечатления и особенно заинтриговать тех, кто любит все таинственное и неизведанное. Ничего, что заграничные поездки пока на паузе. Перед нами простирается вся страна — такая огромная и страшно интересная!

Крайний Север — земля, об истории которой мало кто знает. Веками на ней проживали лишь редкие потомки первых, допотопных людей, хранившие в тайне ото всех богатства родной Саха. Однако с приходом к престолу Романовых дальний край начали завоевывать казаки. Присягнувшие государю воины променяли свои жизни на призрачную надежду отыскать край, богатый драгоценностями и мехами. Десятилетиями не сдавалась заснеженная якутская земля и не открывала пришлым людям своих тайн, наземных и водных путей. И до сих пор сюда есть дорога только самым искушенным путникам, готовым встретиться с пустотой и вечной мерзлотой — но зато своими глазами увидеть самую раздольную часть России, запасы которой и сегодня остаются сказочно внушительными.

Добраться до столицы Якутии (или республики Саха, как называют ее местные), почти одноименного Якутска, легче и быстрее всего самолетом. С недавних пор в Центральной Якутии появилось и железнодорожное сообщение с целым рядом городов России. Из Иркутска можно доплыть до Саха на теплоходе или пароме — а в зимнее время воспользоваться ледовой переправой. Впрочем, из-за сурового, резко меняющегося климата и критически малой заселенности путникам рекомендуют все же отказываться от подобных вариантов в пользу авиарейсов — особенно в зимнее время года. Безопасность превыше всего! И яркие эмоции от увиденного могут в таком случае немного подождать.

Борьба за жизнь

Издревле в народе повелось считать Якутию краем бриллиантов — а также русской столицей долгожительства. Несмотря на скудный рацион, мрачную погоду и почти не выходящее солнце, именно здесь еще во времена Российской империи регистрировали рекордное количество старцев преклонного возраста. Причем многие из них до своих последних дней были деятельны и не сидели на месте. Все-таки в реалиях Крайнего Севера обратное просто недопустимо.

Сами якуты всегда были уверены, что каждый человек должен прожить на свете как минимум 70 лет. Если же по каким-то причинам якут умер раньше этого юбилея, то можно смело предположить, что в его смерти виноваты… коварные абасы, все стремления которых направлены против рода человеческого.

Абасы — это самый распространенный вид нечисти в якутской мифологии. Существует поверье, что большую часть этой земли населяют не реальные люди, а бесплотные духи, главной целью которых является защита несметных богатств края от простых смертных.

В каждом деревце, холме, озере или реке края живет свой добрый дух, благословляющий редких кочевников, которые держат путь мимо них. А вот абасы днями и ночами рыщут по пустынной тундре, чтобы найти новых жертв. По легендам, они питаются душами людей и животных, насылают беды и болезни и подстрекают на страшные преступления.

Бороться с абасы могут только шаманы, которые в обмен на возвращенную человеческую душу преподносят им особые дары — или же вступают в жестокую ментальную схватку с ними. Но лучше до этого не доводить и стараться обходить духов смерти стороной.

Тем более говорят, что увидеть их среди пустынных просторов Якутии не так уж и сложно, ведь главная отличительная черта абасы— это отсутствие… ног.

По преданиям, чтобы завлечь путников, абасы могут превращаться в любое живое существо, которое те желали бы увидеть. И спасет в такой ситуации лишь зоркий взгляд, определяющий, есть ли конечности у существа впереди. А если получится, то сконцентрируйтесь и начните глубоко дышать — ведь считается, что абасы пахнут смертью. А если быть точнее, то ни на что не похожей мертвечиной.

Убежать от левитирующих в воздухе абасы не получалось даже у воинов из древних легенд. Куда действеннее постараться защититься от них, имея при себе… нет-нет, не острые копья и стрелы, а всего лишь колючую веточку шиповника.

Вот, что пишут об этом в местных сказаниях: «Шли как-то человек и абасы рядом по дороге, и разговор зашел о том, чего боятся люди и чего боятся абасы. Последний, явно со злым умыслом, спросил у человека: ‘’Чего вы боитесь больше всего? ’’ Но человек был догадлив и смекнул, в чем дело, да и говорит: ‘’Люди боятся жира, мяса и масла’’. И в свою очередь спросил: ‘’А чего боятся абасы? ’’ Абасы по своей прямоте сразу же признался, что они боятся колючих кустов боярышника и шиповника.

Немного погодя абасы накинулся на человека: ‘’Я тебя хочу съесть! ’’ Человек убежал и спрятался среди кустов шиповника. Абасы, желая его оттуда выжить, стал кидать кусочки масла, жира и мяса. Человек же спокойно сидел за кустами и делал вид, что боится, — а сам уплетал то, что ему бросали. Ждал, ждал абасы, закармливал человека, да так и не дождавшись ушел ни с чем».

Двуликий господин

Не все абасы похожи друг на друга. Говорят, у них есть своя «ранговая», девятиступенчатая система, исходя из которой одни способны только пожирать души, а другие могут еще и насылать проклятья и страшные болезни. Объединяет всех абасы одно: подчинение могучему Улу Тойону — богу смерти, который живет в самых высоких и заледенелых горах Саха.

Сегодня нам уже сложно понять, кем именно является Улу Тойон, имя которого в переводе с тюркского звучит как «великий господин». С одной стороны, это именно он вдохнул жизнь в Якутию и наделил здешних смертных сакральными знаниями шаманизма — а также подарил им то, что сегодня мы все называем душой.

Впрочем, в то же время именно по его приказам абасы и другие жуткие существа вершат вокруг смерть. Да и сам Улу Тойон продолжает творить злые дела. Якуты верят, что он съедает сердца принесенных ему духами людей — а затем превращает их тела в яростных медведей, которые нападают на заблудившихся путников.

По преданиям, простые люди могут увидеть «великого господина» только в обличье ворона — никогда не спящего и видящего все, что происходит в данный момент на земле и в других, не ведомых нам мирах. Приблизиться к его пониманию реальности можно, лишь поймав ворона и съев его глаз. Но произвести этот мистический ритуал дозволено даже не всем шаманам.

А вот своими глазами смертные могут наблюдать не самого Улу Тойона, а его верную дружину. По поверьям, иногда люди Улу Тойона спускаются на землю, чтобы «поохотиться». Их жертвами становятся местные девушки. Они околдовывают красавиц мощнейшими чарами и соблазняют. И увы, далеко не всегда после такой любовной связи девицы остаются в живых…

Бывшие люди

Еще одни яркие представители якутских земель — это злобные гномы рэккены. Они также считают своим предводителем всевидящего Улу Тойона и обрели миссию развозить на невидимых повозках по землям горести и болезни. Говорят, местные жители особенно боятся встречи с рэккенами — ведь для северного воина нет ничего страшнее, чем слечь и умереть не за делами, а в своей теплой постели.

Рэккены только рады воплощать тревожные ожидания народа — ведь когда-то они и сами были частью его. По преданиям, в таких гномов после смерти превращаются самые жадные и трусливые люди, которые так и не смогли побороть свою жажду наживы, находясь в богатых серебром и алмазами местах. Из-за этого у них даже образовалась отдельная пасть с клыками в районе живота, которая всегда испытывает голод до ужасов и потрясений.

И все же не стоит считать, что Якутия полна лишь невиданными монстрами, защищающими свои богатства от таких, как мы. Имеются в Саха и добрые существа — но говорят, что и с ними лучше всегда быть начеку. 

Благостнее других к народу относятся сюлюкюны — озерные чудища, размер которых не превышает одного аршина (0,71 м — прим. Woman.ru). Конечно, они всегда не прочь как-нибудь напакостить людям, тревожащим их водоемы, или даже утащить в свою заводь и утопить поддавшихся на их уговоры…

Впрочем, один раз в год сюлюкюны становятся менее опасны. В зимние праздники, на второй неделе после Нового года, чудища вылезают из озер и гуляют по местным селениям в надежде встретить какого-нибудь разудалого гуляку и поживиться им.

В старину считалось, что в это время стоит как можно тише разговаривать и стараться не смеяться, прислушиваясь к шепоту собравшихся вокруг сюлюкюнов, которые умеют предсказывать человеческую судьбу.

По преданиям, слушать разговоры озерных чудищ следовало за гаданиями, принцип которых немного похож на наши обряды в Святки. К таинству приглашалось нечетное число участников. Многие очень ответственно подходили к такому гаданию: три дня не умывались, не ели мяса и ни с кем не разговаривали. Также молча, в назначенное время, они по одному выходили из дома: один из участников выходил последним. Обычно в одной руке он держал короб с зернами пшеницы, а в другой — кочергу. Он двигался в сторону проруби спиной, посыпая дорогу за собой зернами и приговаривая какие-то таинственные слова. Собравшись вокруг проруби, люди накрывались одеялами и слушали предсказания сюлюкюнов. А самые смелые из них решались даже занырнуть в ледяную прорубь: чтобы в момент, пока чудища отвлеклись на свои беседы, попробовать украсть у них спрятанные драгоценности.

Конечно, сегодня вряд ли кто-то решится искать несметные дары тундры в январские морозы — как на вечно промерзлой суше, так и в воде. Однако именно в зимнее время взору людей чаще открывается другое главное богатство Якутии — северное сияние. И как минимум из-за этого чуда стоит поехать в далекую республику: представить себя героем преданий прошлого, загадать заветное желание и понять, что невероятный отдых возможен не только под палящими лучами солнца на морском пляже.

Фото: Getty Images, PhotoXPress.ru

Источник: www.woman.ru